Home > Полезное и интересное > Конфликты в коллективе

Конфликты в коллективе

Практика показывает, что столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов и споры неотъемлемы в деятельности рабочих организаций. Однако одни конфликты способствуют их участникам глубже понять личностные качества коллег, позволяют направить суммарную энергию труда в созидательное русло, другие же – оставляют после себя разрушения. Поэтому важно понять истоки конфликтных ситуаций, проследить их развитие и, если необходимо, принять решительные меры по их урегулированию.

Виды конфликтов

С позиции психологии конфликты рассматриваются как взаимодействия противоборствующих воззрений, мотивов и интересов, обусловленных психологическими особенностями личности, поведенческими реакциями как ответ на возмущение параметров среды обитания. Согласно классификации, конфликты делятся на следующие группы:

  • скрытые и открытые; случайные и преднамеренные; парные и межгрупповые; внутри- и межличностные

Особый интерес представляет последняя группа конфликтов: рассмотрим их подробнее.

Внутриличностный и межличностный конфликты

Внутриличностный конфликт – противоборство двух различных нервных импульсов, испускаемых центральной нервной системой, обусловливающее выбор той или иной модели поведения исходя из оценки текущего состояния субъекта и окружающей его действительности. К примеру, воля человека, направленная на поиск работы и противоборствующая с леностью, являет собой образец созидательной работы конфликта в случае, если импульс, отвечающий за проявление воли, одерживает верх над побудителем, обусловливающим проявление лени. Но если человек не находит реализации своих стремлений, то возникает нервозное и депрессивное состояние, ведущее к его эмоциональному истощению и подрыву производительных сил. Так совершается деструктивная работа конфликта. К симптоматике внутриличностного конфликта можно отнести: повышенную психическую напряженность, чувство вины и самобичевание, угнетение и др.

При межличностных конфликтах в столкновениях участвуют взгляды личностей, их формы поведения, убеждения и жизненные установки. Симптомы межличностных конфликтов: усиление психической напряженности, искаженное понимание поведения и поступков противника, острое неприятие его успехов и др. Межличностные конфликты зачастую приводят к нарушению творческого и рабочего процессов внутри коллектива, оказывают усиливающий эффект на протекание внутриличностных и групповых конфликтов.

Условно причины конфликтов разделяют на организационно-творческие, личностные и поведенческие. Первые связывают с неправильной организацией труда, вторые возникают на основе характерологических и ситуативных особенностях. Поведенческие конфликты у сотрудников формируются в процессе общения и труда и ярко проявляются в тех случаях, когда обнаруживается несоответствие ожиданий и результатов проделанной ими работы.

Профилактика конфликтов и их разрешение

Рассмотрев основную группу конфликтов, выяснив причину их возникновения, приступают к определению предупреждающих мер. К их числу можно отнести:

а) учет характера личности;
б) организация творческой деятельности, обеспечивающей самодеятельность, самовыражение и реализацию собственных замыслов каждого сотрудника;
в) создание благоприятной психологической атмосферы, в которой можно будет комфортно работать.

Что же делать, если конфликтную ситуацию не удалось предотвратить и как действовать тогда? Главное – не паниковать. Постарайтесь выяснить причину возникшего конфликта, определить возможные последствия. После этого необходимо создать условия и предпринять адекватные шаги по скорейшему разрешению конфликта, к которым можно отнести:

  • признание позиции противника и подчинение его авторитету; согласие на основе взаимных уступок при сохранении основных несхожих позиций; формирование общих интересов враждующих сторон.

привлечение третьей стороны для создания многоуровневой системы переговоров для основательного разрешения конфликтной ситуации
Итак, овладение эффективными приёмами профилактики конфликтных ситуаций способствует оперативному и грамотному разрешению противоречий внутри коллектива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.